h
Ангарский городской округ современная и динамично развивающаяся территория с высоким потенциалом. Административный центр округа — город Ангарск — третий по величине город Иркутской области и один из лучших по уровню благоустройства в Восточной Сибири: в 2003 году город занял второе место в конкурсе на самый благоустроенный город России, а в 2005 и 2008— первое. В 2013 году по результатам конкурса среди муниципальных образований «Самый чистый город России», проводившегося в рамках всероссийского экологического проекта «Чистый город», Ангарск занял первое место в категории «Большие города».
Неофициально город с момента основания называют — Город, рождённый Победой. В СМИ по отношению к Ангарску часто используется определение — Город нефтехимиков. И такое отношение предопределено с момента его основания, точнее, выбора места, в 1945 году, когда между рек Ангара и Китой решили построить комбинат по производству искусственного жидкого топлива. Однако датой его создания считается 1948 год, когда заложен фундамент первого каменного дома. В 1951 году Ангарск получил статус города.
Экономической основой города являются крупные предприятия нефтепереработки, химической промышленности и строительной отрасли.
Ангарск по задумке ленинградских архитекторов должен быть стать уголком Петербурга в миниатюре. Мотивы города на Неве звучат в узорах чугунных оград парков, в орнаментах и лепнине, а шпиль на главной площади города воспринимается как шпиль Адмиралтейства.
Сейчас в Ангарском городском округе проживает 238,5 тыс. человек, и он по праву считается многонациональным округом, национальный состав включает: русских, бурят, татар, армян, украинцев, белорусов, немцев и др.

  • Площадь: 1149 кв.км.
  • Конфессиональный состав: православие, ислам, католицизм.
  • Этнохороним: ангарчане, ангарчанин, ангарчанка.
  • Часовой пояс: разница во времени с МСК +5 часов.

Ангарский городской округ находится на расстоянии 5048 км от Москвы, 40 км от центра Иркутска, в 50 км от аэропорта «Иркутск», в 120 км от озера Байкал.

h

Интересные факты

h
Политехникум – одно из самых длинных зданий в Ангарске. Политехникум расположен на перекрестке улицы Кирова и проспекта Карла Маркса. Улица Кирова в свое время являлась как бы границей застройки города. До 1951 года, когда Ангарску был присвоен статус города, строительство шло только по одну сторону от неё, дальше была тайга. В 1951 году были построены клуб «Победа» и политехникум, и стройка пошла дальше.
h
Центральный вход у “Современника” должен был быть здесь. К лесу передом. ДК «Современник» построен задом наперед. Его сегодняшнее крыльцо по проекту должно было смотреть в парк. «Лицом» должен был стать задний фасад, где на третьем этаже имеется балкон для того, чтобы руководители комбината принимали парады. В условиях тайги строители, видимо, не сориентировались и заложили фундамент неправильно. Поэтому и придумали первый и второй этаж с крыльца облицевать стеклом и пристроить современный козырек. За эту архитектурную мысль в конце 1960–х годов «Современник» занял третье место во всесоюзном конкурсе на лучшее здание Дворца культуры СССР (1 и 2 места были у Москвы и Ленинграда). Стеклянные стены навели руководство АЭХК на идею устроить во дворце зимний сад. Экзотические растения привезли из Сухумского ботанического сада поездом. С тех пор 40 лет за ними ухаживает специалист–дендролог ДК «Современник» Нина Митрофановна Головаченко.
h
Сегодня это единственный жилой дом по ул. Лебедева (ранее ул. Лесная) в Майске. В этом доме располагалась самая первая в городе школа. Школа в квартире. Школа №25, которая сейчас расположена в 219 квартале, одно время работала в обычной двухкомнатной квартире. Было это в 1957 году в квартале А, в доме №10. Тогда людей на стройку прибывало много, и школ не хватало. Кстати, самая первая школа Ангарска не имела номера. Это был деревянный дом №2 по улице Лесной в Майске, недалеко от площадки техосмотра. Учителем, вахтером, уборщицей и директором в этой школе работала Антонина Ивановна Кравченко, сегодня она является почетным гражданином Ангарска. А этот дом давно стал жилым.
h
Улица Набережная, 1–й квартал, слева – вышки охраны. Все знают, что наш город строили осужденные колоний, коих тогда в округе было больше, чем сейчас. Но не все знают, что нумерацией кварталов мы тоже обязаны зонам. Строящиеся дома обносили колючей проволокой, повсюду стояли вышки с надзирателями. Не город, а большая зона. Когда объект был готов, его выгораживали, снимая колючую проволоку и перенося её на следующую стройку. Номер объекта автоматически становился номером квартала.
h
По–русски и по–буржуйски. Дом по улице Карла Маркса, около остановки «Техникум». Почти из каждого окна торчит труба. Центральное отопление в домах появилось не сразу. В некоторых квартирах и сегодня можно разглядеть признаки былого наличия в них печей. Так отапливался к примеру дом, в котором сегодня работает гайдаровская библиотека, что на проспекте Карла Маркса. Во дворах таких домов стоял сарай с дровами. А в некоторых домах печки предусмотрены не были, и сооружали буржуйки. Дымоходы буржуек устрашающе высовывались из окон будто стволы пушек. По ним можно было понять, кто живет побогаче – у таких жильцов труба торчала из каждого окна.
h
Ленин без головы. Когда в 1955 году центральную площадь сдали в эксплуатацию, Ильича там не было, а был цветник. Наш город проектировал Ленинградский институт Горстройпроект, и многие ленинградские штучки архитекторы перенесли в Сибирь. Поэтому у нас улицы прямые, как в Питере, решетка парка нефтехимиков такая же, как решетка Летнего сада, много колонн. 1961 год. Ленину “надевают” голову. Если с высоты птичьего полета сфотографировать нашу площадь и Дворцовую площадь Петербурга и наложить изображения, они почти совпадут. Только в Питере стоит Александрийский столп, а у нас 21 апреля 1961 года водрузили памятник вождю мирового пролетариата. Памятник сделали ленинградские скульпторы (какие, прочтете на оборотной стороне его основания). В город доставили на поезде в разобранном виде. В те же дни, точнее – ночи, исчез памятник Ленину, что стоял у «Победы», а заодно и памятник Сталину там же. Площадь обнесли забором, и в начале апреля работники АУС стали собирать Ленина как пирамидку. И так как голова была последним элементом, то и получилось, что какое–то время памятник стоял без нее. Нашлись люди, которые сфотографировали этот исторический момент.
h
В Ангарске были два космонавта. Точнее, два памятника покорителям космоса. Во второй половине 50–х на комбинате–16 (сегодня АНХК) появился завод, который до перестройки производил топливо для космических ракет. Вот и считали ангарчане, что имеют непосредственное отношение к покорению космоса. Один памятник космонавтам стоял на привокзальной площади. Его еще не успели забыть. Второй был «прописан» на кольце трамвая №1, у Ангарского цементного завода. В начале 1990–х годов ночью он неожиданно исчез в неизвестном направлении. От вокзала памятник убрали во время реконструкции привокзальной площади – он не вписался в идею. Думай о детях. Школа №10 с 1952 по 1956 год находилась в здании нынешнего педагогического колледжа, что напротив парка Дворца творчества детей и молодежи по улице Ленина. В декабре, перед самым Новым годом, все школьники стройной колонной были выстроены по улице Ленина и маршем пошли до нового здания школы №10 на улице Горького.
h
1950–е годы. Парад 9 мая. Грузовик, переодетый в «кукушку». Там, где сейчас проходит улица Горького, была проложена узкоколейная железная дорога, по которой ходил паровозик–«кукушка», который возил стройматериалы по объектам. В одном документе говорится, что нужно как можно быстрее демонтировать этот путь, потому что школьники идут, перепрыгивая через рельсы, а это опасно для жизни.
h
Столько народу собралось под часами в день открытия памятника В.И. Ленину. Встретимся под часами. Знаменитые часы с курантами на шпиле появились только в 1972 году. Вместо них в круглом отверстии прежде была железобетонная пятиконечная звезда. А часы висели на осветительных столбах. Часы для шпиля сделал коллектив инженеров РМЗ, принимал участие и знаменитый основатель единственного в стране музея часов Павел Васильевич Курдюков.
h
Переправа была устроена на основе понтонов. Первая переправа. Так переправлялись через Китой, пока не построили Китойский мост в 1961 году (сейчас его называют старым). Фото сделано приблизительно в конце 1940–х годов, предположительно там, где позже встал мост, которым мы сегодня пользуемся.