История города Ангарска началась в тридцатые годы, когда было принято решение о строительстве комбината искусственного жидкого топлива на Востоке страны. Но этим планам помешала война.
Ангарск – город, рожденный Победой. Это утверждение имеет историческое объяснение. На 6-ой день после окончания Великой Отечественной войны – 15 мая 1945 года началось строительство будущего города Ангарска. Первоначально в 1945 году в планах было построить завод по производству искусственного жидкого топлива (будущий комбинат-16, а сейчас – Ангарская нефтехимическая компания) и к нему рабочий поселок на 30 тысяч человек. Оборудование для завода было привезено из г. Блеххаммер (Блехгаммер), в котором находилось в рабочем состоянии предприятие искусственного жидкого топлива, производительностью 500-700 тысяч тонн бензина в год.
h
15 октября 1945 года в тайге в нескольких километрах от п. Китой высадился первый десант строителей в составе 15 человек под руководством прораба Николая Павловича Логинова. Строители начали строить землянки, оборудовать под жилье конюшни, овчарни, столовую, оставшиеся от летних военных лагерей, занимавшихся разгрузкой эшелонов из Германии с оборудованием для завода. Масштабы строительства комбината и к нему рабочего поселка были огромны. Только у МВД СССР была возможность направить необходимое количество организованной рабочей силы для строительства подобного предприятия и обеспечить всеми необходимыми материально-техническими ресурсами. Поэтому 16 июня 1948 года Постановлением Совета министров СССР и приказом МВД СССР № 0405 от 6 июля 1948 года было создано Стройуправление и УИТЛ № 16 МВД СССР, в составе которого находилась стройка и исправительно-трудовой лагерь (УИТЛ) на 40 тысяч человек.
h
В 1948 года было построено постоянного жилья 7238 кв.м. и временного из юрт и бараков «КЩ» — 4706 кв.м., кроме того лагерного жилья 15,5 тыс.кв.м. в пос. Майск, а так же в 2, 6, 11 и 13 районах. Для энергообеспечения объектов комбината-16 и жилья в 1948 году были заложены первые фундаменты ТЭЦ-1. В 1949 году начались работы не только по строительству основных цехов комбината-16, но и закладка города под условным наименованием “Соцгород” по Московскому тракту и строительство коттеджей для инженерно-технического персонала по будущей ул. Набережной. В этот год было сдано в эксплуатацию постоянной жилой площади 18,57 тыс.кв.м., временного жилья для вольнонаемного состава 25,8 тыс.кв.м. и для лагерного контингента — 58,3 тыс.кв.м. Возведение жилого массива велось комплексно: вместе с домами строились школы, детские сады и ясли, магазины, асфальтировались улицы. Масштабы строительства завода-комбината и рабочего поселка позволили решить вопрос о преобразовании рабочего поселка Ангарский в город областного подчинения, присвоив наименование «город Ангарск». Указ об этом был подписан председателем Президиума Верховного Совета РСФСР 30 мая 1951 года.
h
Ангарск называют Сибирским Ленинградом (Петербургом). Проектирование Ангарска осуществлялось одной проектной организацией – архитектурно-планировочной мастерской № 4 Ленинградского отделения Горстройпроекта. Непосредственными руководителями проектирования являются архитекторы Евсей Яковлевич Виттенберг, Л.Тимофеев и инженер Зерницкий. В состав авторского коллектива входили также архитекторы А.Тарантул, И.Давыдов, Ф.Кирцидели, В.Ярощук, И.Левченко и инженер М.Смолич. Поэтому у Ангарска много схожего с Ленинградом: улицы прямые, классический стиль в архитектуре, трёх лучевая система площадей.
В 1952 году строители обеспечили запуск комбината-16 — розжиг первого генератора искусственного жидкого топлива. Это историческое событие произошло 29 января 1953 года.
1953 год ознаменовался строительством в Ангарске не только производственных объектов комбината-16, жилья и объектов соцкультбыта, но и предприятий: холодильника министерства торговли; хлебозавода министерства продтоваров; швейной фабрики; мебельной фабрики; завода металлоконструкций (в п.Мегет).
h
В 1953 году в структуре комбината-16 был организован трамвайный цех. 27 ноября 1953 года по Ангарску пошел первый трамвай, маршрут которого составил 3,5 км от Управления комбината до остановки «ФЗО».

В 50-е годы в нашей стране резко увеличилась добыча нефти. В связи с этим производство бензина из угля стало практически невыгодным. Постановлением Совета министров СССР от 13 апреля 1955 года № 707-429 было принято решение об изменении профиля комбината и переводе его на топливно-химическое направление с переработкой нефти при одновременном сохранении переработки угля как сырья для получения водорода и синтез-газа. В 1957 году Министерство химической промышленности СССР приняло решение о создании на комбинате новой технологической схемы по переработке нефти. Первые нефтеперерабатывающие производства вступили в строй в 1960 году.

В 1971 году (городу было 19 лет) Ангарск был награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися города в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства. В то время Ангарск был 10-м городом, награжденным именно этим орденом.
Орденом Трудового Красного Знамени так же награждены предприятия Ангарска: Ангарское управление строительства (1966 год), Ангарский нефтехимический комбинат (1966 год), Ангарский электролизный химический комбинат (1966 год), Цементно-горный комбинат (1976 год), объединение «Китойлес» (1981 год).
29 апреля 1996 года Думой города Ангарска был утвержден герб Ангарска. В 2004 году утвержден флаг Ангарска.