История города Ангарска началась в тридцатые годы, когда было принято решение о строительстве комбината искусственного жидкого топлива на Востоке страны. Но этим планам помешала война.
Ангарск – город, рожденный Победой. Это утверждение имеет историческое объяснение. На 6-ой день после окончания Великой Отечественной войны – 15 мая 1945 года началось строительство будущего города Ангарска. Первоначально в 1945 году в планах было построить завод по производству искусственного жидкого топлива (будущий комбинат-16, а сейчас – Ангарская нефтехимическая компания) и к нему рабочий поселок на 30 тысяч человек. Оборудование для завода было привезено из г. Блеххаммер (Блехгаммер), в котором находилось в рабочем состоянии предприятие искусственного жидкого топлива, производительностью 500-700 тысяч тонн бензина в год.
Ангарск – город, рожденный Победой. Это утверждение имеет историческое объяснение. На 6-ой день после окончания Великой Отечественной войны – 15 мая 1945 года началось строительство будущего города Ангарска. Первоначально в 1945 году в планах было построить завод по производству искусственного жидкого топлива (будущий комбинат-16, а сейчас – Ангарская нефтехимическая компания) и к нему рабочий поселок на 30 тысяч человек. Оборудование для завода было привезено из г. Блеххаммер (Блехгаммер), в котором находилось в рабочем состоянии предприятие искусственного жидкого топлива, производительностью 500-700 тысяч тонн бензина в год.
15 октября 1945 года в тайге в нескольких километрах от п. Китой высадился первый десант строителей в составе 15 человек под руководством прораба Николая Павловича Логинова. Строители начали строить землянки, оборудовать под жилье конюшни, овчарни, столовую, оставшиеся от летних военных лагерей, занимавшихся разгрузкой эшелонов из Германии с оборудованием для завода. Масштабы строительства комбината и к нему рабочего поселка были огромны. Только у МВД СССР была возможность направить необходимое количество организованной рабочей силы для строительства подобного предприятия и обеспечить всеми необходимыми материально-техническими ресурсами. Поэтому 16 июня 1948 года Постановлением Совета министров СССР и приказом МВД СССР № 0405 от 6 июля 1948 года было создано Стройуправление и УИТЛ № 16 МВД СССР, в составе которого находилась стройка и исправительно-трудовой лагерь (УИТЛ) на 40 тысяч человек.
В 1948 года было построено постоянного жилья 7238 кв.м. и временного из юрт и бараков «КЩ» — 4706 кв.м., кроме того лагерного жилья 15,5 тыс.кв.м. в пос. Майск, а так же в 2, 6, 11 и 13 районах. Для энергообеспечения объектов комбината-16 и жилья в 1948 году были заложены первые фундаменты ТЭЦ-1. В 1949 году начались работы не только по строительству основных цехов комбината-16, но и закладка города под условным наименованием “Соцгород” по Московскому тракту и строительство коттеджей для инженерно-технического персонала по будущей ул. Набережной. В этот год было сдано в эксплуатацию постоянной жилой площади 18,57 тыс.кв.м., временного жилья для вольнонаемного состава 25,8 тыс.кв.м. и для лагерного контингента — 58,3 тыс.кв.м. Возведение жилого массива велось комплексно: вместе с домами строились школы, детские сады и ясли, магазины, асфальтировались улицы. Масштабы строительства завода-комбината и рабочего поселка позволили решить вопрос о преобразовании рабочего поселка Ангарский в город областного подчинения, присвоив наименование «город Ангарск». Указ об этом был подписан председателем Президиума Верховного Совета РСФСР 30 мая 1951 года.
Ангарск называют Сибирским Ленинградом (Петербургом). Проектирование Ангарска осуществлялось одной проектной организацией – архитектурно-планировочной мастерской № 4 Ленинградского отделения Горстройпроекта. Непосредственными руководителями проектирования являются архитекторы Евсей Яковлевич Виттенберг, Л.Тимофеев и инженер Зерницкий. В состав авторского коллектива входили также архитекторы А.Тарантул, И.Давыдов, Ф.Кирцидели, В.Ярощук, И.Левченко и инженер М.Смолич. Поэтому у Ангарска много схожего с Ленинградом: улицы прямые, классический стиль в архитектуре, трёх лучевая система площадей.
В 1952 году строители обеспечили запуск комбината-16 — розжиг первого генератора искусственного жидкого топлива. Это историческое событие произошло 29 января 1953 года.
1953 год ознаменовался строительством в Ангарске не только производственных объектов комбината-16, жилья и объектов соцкультбыта, но и предприятий: холодильника министерства торговли; хлебозавода министерства продтоваров; швейной фабрики; мебельной фабрики; завода металлоконструкций (в п.Мегет).
В 1952 году строители обеспечили запуск комбината-16 — розжиг первого генератора искусственного жидкого топлива. Это историческое событие произошло 29 января 1953 года.
1953 год ознаменовался строительством в Ангарске не только производственных объектов комбината-16, жилья и объектов соцкультбыта, но и предприятий: холодильника министерства торговли; хлебозавода министерства продтоваров; швейной фабрики; мебельной фабрики; завода металлоконструкций (в п.Мегет).
В 1953 году в структуре комбината-16 был организован трамвайный цех. 27 ноября 1953 года по Ангарску пошел первый трамвай, маршрут которого составил 3,5 км от Управления комбината до остановки «ФЗО».
В 50-е годы в нашей стране резко увеличилась добыча нефти. В связи с этим производство бензина из угля стало практически невыгодным. Постановлением Совета министров СССР от 13 апреля 1955 года № 707-429 было принято решение об изменении профиля комбината и переводе его на топливно-химическое направление с переработкой нефти при одновременном сохранении переработки угля как сырья для получения водорода и синтез-газа. В 1957 году Министерство химической промышленности СССР приняло решение о создании на комбинате новой технологической схемы по переработке нефти. Первые нефтеперерабатывающие производства вступили в строй в 1960 году.
В 1971 году (городу было 19 лет) Ангарск был награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися города в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства. В то время Ангарск был 10-м городом, награжденным именно этим орденом.
Орденом Трудового Красного Знамени так же награждены предприятия Ангарска: Ангарское управление строительства (1966 год), Ангарский нефтехимический комбинат (1966 год), Ангарский электролизный химический комбинат (1966 год), Цементно-горный комбинат (1976 год), объединение «Китойлес» (1981 год).
29 апреля 1996 года Думой города Ангарска был утвержден герб Ангарска. В 2004 году утвержден флаг Ангарска.
Орденом Трудового Красного Знамени так же награждены предприятия Ангарска: Ангарское управление строительства (1966 год), Ангарский нефтехимический комбинат (1966 год), Ангарский электролизный химический комбинат (1966 год), Цементно-горный комбинат (1976 год), объединение «Китойлес» (1981 год).
29 апреля 1996 года Думой города Ангарска был утвержден герб Ангарска. В 2004 году утвержден флаг Ангарска.